Существует официальное определение:
Крупногабаритный груз - транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза по высоте, ширине или длине превышают хотя бы одно из значений, установленных в разделе I приложения I «Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации» .
Согласно данному приложению, габарит транспортного средства не должен превышать по длине 20м, по ширине 2,55м и по высоте 4м. При этом масса ТС с грузом не должна превышать 38 тонн.
Несмотря на это, часто возникает множество вопросов. Ведь в определении груз приравнивается к транспортному средству.
Так что же такое негабаритный груз?
В реальной жизни больше подходит следующее определение:
Крупногабаритный (или негабаритный, негабарит) груз - это груз, габариты которого вместе с транспортным средством превышают установленные нормы.
Соответственно очень многое зависит от типа транспортного средства.
Разберем несколько примеров.
Пример 1:
Возьмем груз: Контейнер ДШВ(м) 12х2,5х3,1
На обычной (бортовой прицеп «шаланда» или контейнеровоз) сцепке высота ТС с грузом превысит 4 метра. И груз окажется негабаритным.
Если же для перевозки использовать специальный низкорамный трал с высотой погрузочной площадки 0,9 метра, то общая высота составит 4 метра. А это уже габаритный груз.
От этого будет зависеть и цена перевозки. Ведь в первом случае нужно оформлять разрешение на перевозку негабаритного груза, а во втором - нет.
Пример 2:
Груз: Балка ДШВ(м) 16х1х1
В шаланду такой груз не поместится, свес превысит 2 метра. На раздвижном полуприцепе свес не превысит существующих норм.
Используя специальные полуприцепы, можно перевозить грузы «в габарите» длиной до 16,5 - 17 метров.
Однако не стоит рассчитывать, что стоимость перевозки груза «в габарите» на спецприцепах будет такой же, как на обычных прицепах (тентах и бортовых). Несмотря на то, что груз получается габаритным, перевозчики не могут давать ставки сопоставимые с обычным транспортом. Здесь большую роль играют риски, ответственность, сложность перевозки (зачастую нужны опытные стропальщики или дополнительные технические приспособления, чтобы закрепить груз), уникальность каждого груза. Обслуживание такой спецтехники значительно дороже обычных автопоездов.